МБОУ "Малоатлымская СОШ"
с. Малый Атлым, Октябрьский район, Тюменская область
  • Наставничество

     «Самое главное и сложное искусство наставника

    состоит в умении ничего не делать с учеником»

    /Ж. Ж. Руссо/  

    Наставничество в образовательной организации.

    Приказ о закреплении пар «Наставник-наставляемый»

    Информационная база наставников образовательной организации

    Индивидуальный план развития под руководством наставника.

    Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем отечественной педагогики, и основная задача системы современного образования.

    Национальный проект «Образование» поставил перед образовательными организациями две важные задачи:

    1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

    2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

    Президент Российской Федерации В.В. Путина выразил своё мнение как руководство к действию: «Будущее во многом зависит от умения людей, которые решают те или иные задачи - работать в коллективе. Если в других странах часто ценится, прежде всего, индивидуальный успех, что чрезвычайно важно, но у нашего народа все-таки элемент коллективизма очень сильно присутствует в сердце, в душе. А это становится одним из конкурентных преимуществ сегодняшнего дня. И вот наставничество помогает тому же самому. Помогает создавать как бы коллектив».

    Наставничество в образовании предполагает реализацию практик управления траекторией развития детей и подростков, их уровнем мотивации, творческой и познавательной активности, побуждением к поиску рациональных решений.

    НАПРАВЛЕНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Направления и механизмы наставничества определяются потребностями образовательной организации и самостоятельно разрабатываются, и утверждаются Программой наставничества.

    Концепция предлагает основные направления в организации наставничества обучающихся:

    - НАСТАВНИЧЕСТВО НАД ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ, этот вид наставничества направленный на выявление и развитие талантов и способностей обучающихся к научным областям знания, творчеству, социально-общественной деятельности, спортивным достижениям. Он выделен, как ведущий, Президентом Российской Федерации: «Мне бы очень хотелось, чтобы наши талантливые ребята смогли реализовать себя в нашей стране. Сейчас в мире идёт напряжённая борьба за интеллектуальные ресурсы. И для нас очень важно не потерять ни одного талантливого ребёнка. Работа по их выявлению и сопровождению по жизни, во всяком случае, в той её части, которая касается получения образования и профессиональных навыков, должна быть приоритетной». Этот вид наставничества особо интенсивно проявляется во время подготовки обучающихся к олимпиадам, конкурсам, чемпионатам и другим мероприятиям, требуемым особых способностей;

    - УЧЕБНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО, вид наставничества, который осуществляется в целях развития общих компетенций обучающихся, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО, СОО;

    - СОЦИАЛЬНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО, вид наставничества направленный на поддержку обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию (дети-сироты, лица из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей), входящих в «группу риска» (состоящие на учете в КДН, УВД, внутреннем профилактическом учете и т.д.);

    - ИНКЛЮЗИВНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО, особый вид наставничества, который требует специальной подготовки в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении особенных детей, лиц с ОВЗ и другими проблемами здоровья. Этот вид наставничества очень важен для адаптации детей в общем образовательном процессе и социальной среде;

    Наставничество может быть организовано как в индивидуальной, так и в командной формах:

    - ИНДИВИДУАЛЬНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО, это вид наставничества, при котором внимание направлено на одного воспитанника; практикуется, как правило, с детьми, оказавшимися в сложных жизненных ситуациях и с другими учениками, которым действительно нужен именно индивидуальный подход;

    - ГРУППОВОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО, обычно создается вокруг педагога-наставника, который формирует возле себя определенную группу подростков. Вместе они развивают soft skills и проходят самоопределение. Работа ведется над теми ценностями, в которых видят смысл и подростки, и педагог. К процессу по мере необходимости присоединяются методисты, родители, выпускники, психологи, учителя-предметники, педагоги-организаторы.

    Нормативные документы:

    Распоряжение правительства РФ от 31.12.2019г. № 3273-р (428 KB)

    Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 (363 KB) "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"

    Письмо Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования от 21.12.2021г. № АЗ-1128/08 (5.33 MB)

    Приказ ДОиМП ХМАО - Югры от 25.03.2022г. № 10-П-411  (768 KB) О внедрении и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

    Приказ МКОУ "Малоатлымская СОШ " от 29.05.2020г. №141-од "О внедрении целевоймодели наставничества в МКОУ "Малоатлымская СОШ"

    Методические рекомендации

    Методические рекомендации  по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников  в образовательных организациях (711 KB)

    Документы

    1. Программа.

    2. Положение.

    3. Информационная карта.

    4.Отчет о работе Киш Л.Н.

    5.Отчет о работе Груненковой Н.В.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie