«Самое главное и сложное искусство наставника
состоит в умении ничего не делать с учеником»
/Ж. Ж. Руссо/
Наставничество в образовательной организации.
Приказ о закреплении пар «Наставник-наставляемый»
Информационная база наставников образовательной организации
Индивидуальный план развития под руководством наставника.
255 от 03.09.2024 О назначении наставника
271 от 31.08.2022 Об утверждении Программы наставничества
311 от 29.09.2022 О назначении наставника
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА_ 2024
Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем отечественной педагогики, и основная задача системы современного образования.
Национальный проект «Образование» поставил перед образовательными организациями две важные задачи:
1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Президент Российской Федерации В.В. Путина выразил своё мнение как руководство к действию: «Будущее во многом зависит от умения людей, которые решают те или иные задачи - работать в коллективе. Если в других странах часто ценится, прежде всего, индивидуальный успех, что чрезвычайно важно, но у нашего народа все-таки элемент коллективизма очень сильно присутствует в сердце, в душе. А это становится одним из конкурентных преимуществ сегодняшнего дня. И вот наставничество помогает тому же самому. Помогает создавать как бы коллектив».
Наставничество в образовании предполагает реализацию практик управления траекторией развития детей и подростков, их уровнем мотивации, творческой и познавательной активности, побуждением к поиску рациональных решений.
НАПРАВЛЕНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Направления и механизмы наставничества определяются потребностями образовательной организации и самостоятельно разрабатываются, и утверждаются Программой наставничества.
Концепция предлагает основные направления в организации наставничества обучающихся:
- НАСТАВНИЧЕСТВО НАД ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ, этот вид наставничества направленный на выявление и развитие талантов и способностей обучающихся к научным областям знания, творчеству, социально-общественной деятельности, спортивным достижениям. Он выделен, как ведущий, Президентом Российской Федерации: «Мне бы очень хотелось, чтобы наши талантливые ребята смогли реализовать себя в нашей стране. Сейчас в мире идёт напряжённая борьба за интеллектуальные ресурсы. И для нас очень важно не потерять ни одного талантливого ребёнка. Работа по их выявлению и сопровождению по жизни, во всяком случае, в той её части, которая касается получения образования и профессиональных навыков, должна быть приоритетной». Этот вид наставничества особо интенсивно проявляется во время подготовки обучающихся к олимпиадам, конкурсам, чемпионатам и другим мероприятиям, требуемым особых способностей;
- УЧЕБНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО, вид наставничества, который осуществляется в целях развития общих компетенций обучающихся, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО, СОО;
- СОЦИАЛЬНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО, вид наставничества направленный на поддержку обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию (дети-сироты, лица из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей), входящих в «группу риска» (состоящие на учете в КДН, УВД, внутреннем профилактическом учете и т.д.);
- ИНКЛЮЗИВНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО, особый вид наставничества, который требует специальной подготовки в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении особенных детей, лиц с ОВЗ и другими проблемами здоровья. Этот вид наставничества очень важен для адаптации детей в общем образовательном процессе и социальной среде;
Наставничество может быть организовано как в индивидуальной, так и в командной формах:
- ИНДИВИДУАЛЬНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО, это вид наставничества, при котором внимание направлено на одного воспитанника; практикуется, как правило, с детьми, оказавшимися в сложных жизненных ситуациях и с другими учениками, которым действительно нужен именно индивидуальный подход;
- ГРУППОВОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО, обычно создается вокруг педагога-наставника, который формирует возле себя определенную группу подростков. Вместе они развивают soft skills и проходят самоопределение. Работа ведется над теми ценностями, в которых видят смысл и подростки, и педагог. К процессу по мере необходимости присоединяются методисты, родители, выпускники, психологи, учителя-предметники, педагоги-организаторы.
Нормативные документы:
Распоряжение правительства РФ от 31.12.2019г. № 3273-р (428 KB)
Методические рекомендации
Документы